четверг, 7 февраля 2013 г.

малявин картины три бабы

Последним произведением, написанным Малявиным в России, стал «Портрет А.В.Луна

Картина "Вихрь", показанная на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.Критик писал о картине: « Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе». Картину для музея сразу же на выставке приобрел совет Третьяковской галереи.

На фото: Ф. Малявин. Вихрь. 1906 г.

Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.

На фото: Ф. Малявин. Девка. 1903 г. Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина.

На фото: Ф. Малявин. Три бабы. 1902 г. Яркое изображение трех народных характеров.

Из Европы Малявин приехал известным художником, притом неплохо обеспеченным. Он женился, купил усадьбу в живописном месте под Рязанью и вплоть до 1920-х годов почти безвыездно жил здесь и рисовал своих знаменитых крестьянских женщин.В 1902 году Малявин пишет картину "Три бабы" (1901-1902), Это полотно оказалось тоже в зарубежном собрании, его приобрел Люксембургский музей в Париже.

Зато на французов на Всемирной парижской выставке 1900 года полотно «Смех» произвело огромное и позитивное впечатление! Художнику пели дифирамбы за темперамент, живописность, яркость, создание крестьянских образов и знание российской жизни. Картина получила золотую медаль и вскоре была приобретена для Венецианского музея современного искусства, где она находится и сейчас.

На фото: Ф. Малявин. Смех. Эскиз. 1899 г.

С учителями Малявину повезло – с 1894 года он занимался в мастерской И.Е.Репина, который помог раскрыться своеобразному таланту молодого художника. Довольно скоро Малявин стал участвовать в выставках своими портретами и жанровыми работами, их заметил и некоторые приобрел для своей галереи П. Третьяков. Но шумный успех на грани скандала пришел к нему в 1899 году, когда он представил Академии художеств свою картину «Смех». Это была конкурсная картина на звание художника. Для того времени картина оказалась слишком смелой. Все в ней шокировало публику, академиков и критику: и сюжет, и смелая композиция, и яркость колорита, и нарочитая незавершенность. Малявина обвинили в бессюжетности, отсутствии какой-либо идеи, в небрежной манере письма и других грехах. Знаменитый критик Стасов назвал смеющихся женщин шекспировскими «ведьмами из «Макбета», а всю изображенную сцену – «анафемской». Так что звание художника Малявин получил не за скандальную картину «Смех», а за портретную живопись.

Он родился в октябре 1869 г. в крестьянской семье. Мальчик очень сильно любил две вещи – слушать колокольный звон и рисовать углем. «…Я всегда, всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники. Еще рано, рано слышишь первый удар, а затем звон, и когда видишь – все крестятся, и мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное...», - вспоминал позднее Филипп Андреевич. Увлечения юноши привели к тому, что в шестнадцать лет он вместе со своим знакомым монахом отправился в Грецию, в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. За небольшой срок даровитый и старательный послушник успешно освоил основные приемы иконописи. Проблемы с монастырским руководством начались тогда, когда юный иконописец начал писать иконы по-своему, отходя от канонов. И здесь в его судьбу вмешался случай в лице скульптора Владимира Беклемишева, который, путешествуя по Греции и заехав в Афонский монастырь, увидел этюды и рисунки молодого иконописца. Профессиональным чутьем Беклемишев увидел в юноше талантливого художника, пригласил его к себе в Петербург, помог сдать экзамены и стать вольнослушателем живописного отделения Академии художеств. Было это в 1892 году. Беклемишев вспоминал: «Интересный юноша был Ф.А. Малявин. Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков».

Не скажу, что из Самарской губернии вышло много знаменитых художников. Но по крайней мере двоих из обретших мировую славу мастеров изобразительного искусства мы можем смело назвать своими земляками уроженца города Ставрополя-на-Волге Константина Горбатова и уроженца села Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии Филиппа Малявина. О Малявине хочу рассказать сегодня. Это очень яркая и неординарная фигура в русском искусстве выходец из народа сумел стать одним из самых «модных» художников Серебряного века, эпохи русского модерна.

Филипп Малявин в Тольятти

|  всех номеров

Филипп Малявин в Тольятти | Блоги | Понедельник. Все главные события и новости Тольятти

Комментариев нет:

Отправить комментарий